Коллекция материалов для подготовки к сдаче экзаменов по литературе, философии, теории государственного права, биологии, экономике
Философия Экономика Теория права Биология Литература





1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ, ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИХ ДОКТРИН.

Гуманизм (человечность) - совокупность взглядов, уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании для человека благоприятных условий общественной жизни.

Гуманизм-антипод всякого рода фанатизма, нетерпимости, неуважения точки зрения и знаний других.

Крупнейшие представители теоретического гуманизма Петрарка, Дж. Бокаччо, Ф. Рабле, Шекспир (15-16вв), Мор, Кампанелла (18в., утопический социализм), Файт, Беббит (206).

В современном мире действуют одновременно 2 тенденции в национальном вопросе: 1) стремление всех народов к самоопределению, к национальной независимости и суверенитету. 2) преодоление национальной замкнутости, интернационализации и интеграции в масштабе всего мира.

Некоторые западные политологи, в частности Дж. Бернхем в книге "Революция управляющих" выдвинули футурологическую, концепцию, согласно которой обозримое будущее человечества - повсеместное утверждение репрессивных тоталитарных режимов, ведущих борьбу за мировое господство.

Однако во второй половине 20в. явно возобладала иная тенденция, воплощая в себя стремление самых широких масс к демократизации общественной жизни, к расширению соц. прав и политических свобод.

Ведущие тенденции: - демократизация общественной жизни; - консолидация антимилитаристических сил; - интернационализация в международных, экономических, политических и культурных отношениях; - возрастание роли человеческого фактора; - возрастание свободы личности и повышение роли гуманистических ценностей; - стремление к гармонике взаимоотношений человека с природой, рациональное использование природных ресурсов.

2. Человеческое измерение и освоение мира: методология, теория практика, ценности.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону, Аристотелю.

Теория - комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. В узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания.

Практика - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов. В широком смысле практика подразумевает все виды чувственно-предметной деятельности (производственная, художественная деятельность, производство материальных благ труд, социально преобразующая, революционная деятельность масс.

Ценность - термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу все предметы человеческой деятельности, общественные отношения и, включенные в их круг, природные явления могут выступать в качестве предметных ценностей и могут оцениваться в плане добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого или запретного и т.д. Способы и критерии оценивания представляют собой субъективные ценности.

3. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ ПРИРОДЫ СОВРЕМЕННЫМ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕМ.

Естествознание - система наук о природе. Познание природы достигается в результате теоретической и производственной деятельности человека. Естествознание имеет двоякую цель: 1) раскрытие сущности явлений природы, познание ее законов, предвидения на их основе новых явлений; 2) указание на возможность использования на практике познанных законов природы. Задача естествознания - познать законы природы и формы ее бытия, ее виды и формы ее движения.

Структуру естествознания можно рассматривать в двух планах. Первый отражает последовательность усложнения самого ее объекта. Второй отражает ряд наук, в которых последовательно углубляется познание одного и того же объекта, начиная с наук, описывающих этот объект, и кончая науками, проникающими в сущность этого объекта, раскрывающими механизмы происходящих в нем событий. В общем, весь этот ряд наук отвечает движению познания от явлений к сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ

Наука - сложное общественное явление, связанное с множеством других явлений общественной жизни. На выбор предмета научного исследования оказывают влияние многие общественные факторы: нужды материального производства, социально-политическая практика, экономический строй общества, характер господствующего мировоззрения и др. Растущие потребности производства требуют постоянного улучшения техники и тем самым финансирования научных исследований. Но развитие науки приводит к материалистическому мировоззрению. Отсюда тенденции в буржуазной философии к позитивизму. Испытывая на себе влияние общества, наука в свою очередь влияет на общественный прогресс. Она влияет на развитие приемов и методов материального производства, на условия быта людей. По мере использования научных открытий в технике происходит революционизирование производительных сил. Наука не только косвенно, но и прямо влияет на всю духовную жизнь общества. Она поднимает общую интеллектуальную культуру человечества. Великие научные открытия и связанные с ними технические изобретения оказывают влияние на судьбы всей истории человечества.

5.Наука как основание человеческого бытия. Научные парадигмы бытия.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельность, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные частные законы, а также методы исследования. Н. представляет единство 3 составляющих 1-совокупность определенного рода знаний; 2-определенный способ получения знаний; 3-социальный институт. Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, т.е. возникновения и упрочнения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Сейчас она получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку применение ее для практики становится одним из мощнейших моментов ее развития. Возрастающая роль Н. в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. Поэтому остро ставится проблема особенностей Н. познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным знанием...). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в тоже время имеет большую практическую ценность. Осмысление специфики Н. является необходимой предпосылкой внедрения Н. методов в управление культурными процессами. (Парадигма - теория.) Существует множество теорий существования вселенной. Сейчас наиболее распространена теория существования расширяющейся вселенной. Эта точка зрения преобладает в связи с материалистическим взглядом на мир.

6. Культура в контексте человеческого бытия.

Понятие культура (лат. - возделывание, обрабатывание) изначально связано с "хорошим делом" не только с тем, что сделано, но и, как и зачем. А дело есть способ освоения мира. Культура - это своего рода призма, сквозь которую преломляются и высвечивается для нас все сущее. Сам человек также есть феномен культуры. Культура - это творческий принцип жизни личности и общества в целом: это не просто умение, доведенное до уровня искусства, но и нравственно санкционированная цель. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура - показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещение, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в "вещной" форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом. Как не может быть культуры вне или до человека, так не может быть человека вне или до культуры: культура - это сущностное, родовое свойство человека. Культурными не рождаются, а становятся. Каждый отдельный человек учится быть культурным. Культура - это такой социальный феномен, который охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Если допустить в некоторой степени романтический образ, то можно сказать, что это культура - это как бы верхний покров "тела" Вселенной, который возник вместе с человеком и развивается вместе с ним. Мы все больше осознаем, что именно культура, а не скажем материальное производство само по себе не является истинной целью нашей деятельности. Феномен культуры предстает перед нами в своем истинном величии, вызывая не только благородную гордость, но и чувство ответственности, и даже опасение и тревогу, вызванные многочисленными проблемами современного мира.


7. Концепции человеческого существования. Единство сущности и существования

СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Сущность имеет место не вне вещей, а в них и через них, как их общее главное свойство, как их закон.

СУЩЕСТВОВАНИЕ - все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Существование вещей нельзя сводить ни к их внутренней сущности, ни только к их бытию. Ошибочные философские теории, которые ставили сущность, основание вещей выше их существования, признавая это последнее чем - то неизменным, случайным и кратковременным. Но ошибочна и теория, которая признает существование вещей выше их сущности, рассматривая последнюю либо как несуществующую, либо как нечто недоступное познанию.

Их единство: Сущность невозможна без существования (в этом случае получается представление о царстве полной неподвижности, что не имеет ничего общего с реальной жизнью природы и общества). Существование невозможно без сущности (тогда фиксируется лишь внешнее, беспокойное, случайное). Только единство сущности и существования, бытия и становления дает возможность понять все существующее.

Концепции человеческого существования:

1) Экзистенционализм ("философия существования"); а) религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев...). б) атеистичный (Камю, Сорта).

-"Как жить человеку потерпевшему либерально - прогрессистские иллюзии перед лицом исторических катастроф?"

- Свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а "выбирал" самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Человек несет ответственность за все совершенное им. Здесь выражается протест против конформизма и приспособленчества.

2) Антропологизм ("учение о человеке"). Человек как высшее и совершеннейшее произведение природы (непонимание общественной сущности человека и его сознания, биологизация человека).

3) Антропосоциология - устанавливает связь социального положения людей с анатомо-физиологическими признаками (рост, размер и форма черепа...)->теория арийцев, фашизм.

4) Социал-дарвинизм. Главный двигатель общественного развития - борьба за существование и естественный отбор.

5) ?????? - жизнь занесена из космоса.

6) По Марксу " сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".



8. Основные концепции происхождения сознания и его сущности.

1) Эволюционная теория Дарвина - проблема сознания сводится к проблеме человеческого рода.

2) Религиозная (сознание от бога, подобное порождает подобное, бог наделяет искрой божьей живое существо).

3) Буддизм отказывается обсуждать происхождение сознания.

4) Онтогенетический - происхождение сознания у индивида (через культуру, воспитание и образование, врожденное).

5) Филогенетический - происхождение в самом общем виде (человеческий род).

6) О врожденных идеях (со времени Декарта, пример: Маугли).

7) По Марксу возникает в процессе трудовой общественно производственной деятельности.

8) Жизнь (сознание) занесено из космоса.


9. Универсальность и специфичность мышления. Проблема искусственного интеллекта.

Естественный интеллект: Способность живых систем решать задачи, в которых имеются не только репродуктивные, но и творческие элементы. Искусственный интеллект: Способность кибернетических устройств получать новые результаты, не содержащиеся в его памяти. Проблема передачи машинам творческих функций мышления реализуема не только на пути совершенствования информационных программ, сколько на пути учета свойства субстрата и организации психических процессов живых систем. Цель исследования И.И.: создание автоматизированных систем, выполняющих те же функции, что и творческая личность, во всяком случае, в их простейших проявлениях. Спор о думающих машинах начался в ранее Средневековье. Декарт считал что, человек - автомат, а живой автомат действует по схеме рефлекса. - Ламетри, Гоббса подходили к изучению мышления. Лейбниц, Луллий и Кирхер мечтали создать "универсальную математику", которая должна заниматься "всем, что в области воображения поддается точным определениям... - Появилась машина Тьюринга. Появились ЭВМ. В 1971 в США создана группа Общества по рассмотрению систем "человек и кибернетика". Выявила 3 точки зрения: - оптимистическая, основывается на убеждении в возможности его создание, - пессимистическая отрицает такую возможность, - отражает колебания и сомнения. Для решения этих проблем нужно: а) верные общеметодологические (философские) предпосылки, б) учитывать достижения естественных и общественных наук, в) учитывать моделирования психических функций. Особенность информационного моделирования мышления: а) Мыслительная деятельность человека (репродуктивное мышление, включающее фиксированные способы и творческое мышление, способность к активному сигнально-ориентировочному взаимодействию с объектами внешнего мира. Сигнально-ориентировочная активность выражается в таких, пока не формализуемых факторах творчества, как проблемная ситуация, целепологание, творческое воображения, поиски и генерация догадок, и гипотеза, предметная интерпретация формальных выражений стимутального восприятия и оценки сложной обстановки. В кибернетике: логическое рассуждение (логическое программирование), эвристическое решение: на основе предыдущих фактов, правил получаем новые факты и правила.


10. Формы общественного сознания. Дифференциация и интеграция.

Общественное сознание совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, характеризующих духовную жизнь общества.

Цивилизованное человеческое сообщество в результате дифференциации труда выработало: 1) Знание о природе, обществе, человеке. 2) Ценности, идеалы, нормы выражающие личностные и групповые интересы и способы осмысления мира. 3) Переживания, определяющие активное отношение к миру.

В итоге сформировались: - философия, - политика, - право, - мораль, - культура, - искусство.

Новые формы общественного сознания: а) экономическое, б) правовое, в) эстетическое.

Ложное сознание -> ложный объект экологии -> неправильные расходы средств (материальных и моральных).

Интеграция ("синтез") форм общественного сознания: отдельные элементы начинают синтезироваться между собой.

Например: 1) Слушаем музыку в исполнении Паваротти (это прекрасное эстетическое чувство от мелодии, голоса и в тоже время, это и вторжение в этический мир персонажа и т.д.). 2) В книге "Война и мир" Эпизоды, в которых прочитанное нами эстетично, морально, этично. 3) Принятие новой конституции Украины правовой, политический и этический аспекты, эстетика и т.д.

11. Знания и ценности. Аксиологизация научного знания.

ЗНАНИЯ могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические.

Кроме того, в обществе наличествуют мифологические, художественные, религиозные знания. Сущность знания не может быть понята без раскрытия общественно - исторической обусловленности человеческой деятельности.

В Знании различные представления систематизируются; удерживается то, что может быть сохранено, передано, преемственно развить, чтобы служить опорой последующей человеческой деятельности.

ЦЕННОСТИ. Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления, однако, они присущи ему не от природы, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д.).

По отношению к человеку ценности служат объектом его интересов, а для сознания выполняют роль ориентиров по отношению к окружающим предметам и явлениям.

Например: Стакан 1) когда мы пьем - материальное благо. 2) Как продукт труда и предмет товарного обмена - экономическая ценность. 3) Как предмет искусства наделяется эстетической ценностью, красотой, наряду с такими предметными ценностями в качестве ценностей выступают некоторые явления общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме (идеалы добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы моральные нормативы и принципы). Эти формы сознания не просто описывают какие-то явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их и т.д., т.е. является нормативными по своему характеру. За столкновением на идеологической арене противоположных духовных ценностей следует видеть борьбу социально-политических позиций выражающееся во взглядах на общество и его развитие.

АКСИОЛОГИЗАЦИЯ - философское исследование природы ценностей.


12.Основные направления анализа социокультурного освоения мира. Марксизм. Человек и общество. Человек как субъект общественно-исторического процесса и его критерий.

Марксизм и его идеи по данному вопросу. Определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек, всегда оставаясь "сущностью всех этих социальных образований". Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к общественному бытию. По мнению марксизма, на этой основе формируются и человеческие материальные и духовные потребности, которые наряду с другими потребностями также определяют сущность человека.

О. Шпенглер. Немецкий философ-идеалист, представитель "философии жизни". Культура трактуется им как "организм", который обладает жестким сквозным единством и обособлен от других, подобных ему "организмов". Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждому культурному "организму" заранее отмерен определенный срок и умирая, он перерождается в цивилизацию, которая по Шпенглеру есть "мертвой протяженностью", "бездушным интеллектом". По своим взглядам О. Шпенглер близок к фашизму, хотя к фашистам и не примкнул.

"Франкфуртская школа". (Ф.ш) Она пыталась сочетать элементы критического подхода Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Понятие "рационализации" трансформируется в одно из центральных понятий философии Ф.ш.: анализ внутренних противоречий "просвещения" становится ключом к пониманию культуры и общества.

М. Вебер. Во всех исследованиях он проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Вебер разработал концепцию идеальных типов, рассматриваемых как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала.



  • Нужна Ваша помощь!


  • Руководство по программе multiAVCHD - как конвертировать и воспроизвести видео файлы AVCHD и SD VIDEO форматов на ТВ Panasonic серии Viera

  • Руководство по программе DVD FLICK

  • Руководство по программе Audacity

  • Руководство по конвертации файлов MKV H.264/AVC в формат VC-1

  • Руководство по извлечению 6-канальной AC3 звуковой дорожки из AVI файла и ее конвертации в стерео MP3 файл

  • Обзоры современных мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов, электроники

  • Сравнение версий Windows

  • Каталог бесплатных фильмов для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных сериалов современного ТВ эфира для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных детских фильмов и мультфильмов для онлайн просмотра


  • Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг@Mail.ru