Коллекция материалов для подготовки к сдаче экзаменов по литературе, философии, теории государственного права, биологии, экономике
Философия Экономика Теория права Биология Литература





13. Социальная философия и социальные мифологии.

Соц. философия-часть философии, которая занимается человеческим бытием как категорией.

Рассматривает следующие вопросы:

1) Природа и общество: - взаимодействие природы и общества; - демография: социально-философские проблемы. 2) Экономическая сфера жизни общества: - материальное производство; - техника и НТП; - произв. отношения: сущность и структура; - общественно-экономические реформации; - социальные революции.

Соц. философия в тоталитарном, монархическом обществах превращается в соц. мифологию.

Например: по существу социалистическое (коммунистическое) бытие - это миф. Соц. мифы будут существовать всегда, ибо человеку необходима вера. Соц. философия необходима, чтобы устанавливать меру.



14. Гносеологическая концепция марксистской философии.

Отвергая все формы гносеологического идеализма, марксистская теория познания исходит из последовательно-материалистического решения основного вопроса философии, т.е. рассматривает познаваемый материальный мир как существующий вне и независимо от сознания. Основная особенность диалектико-материалистической теории познания определяется тем, что ее развитие осуществляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и теории познания. Вместе с тем при решении любой проблемы теории познания марксистская философия исходит из представлений о структуре объективной реальности, действительности, также сочетая проблемы теории познания и социального бытия. Марксистская теория познания противостоит идеалистическому и метафизически истолкованному сенсуализму. Результаты мыслительной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащиеся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувственного познания. Познавательный процесс рассматривается в марксистской философии не только в той форме, в какой он осуществляется в голове индивида, но главным образом в форме социально исторического процесса развития знания. Краеугольный камень материалистической теории познания - принцип отражения. Диалектик о - материалистическая теория отражения лежит в фундаменте всей марксистской философии. Диалектический материализм показывает, что специфически человеческое отражение осуществляется в неразрывной связи и на основе активной практической преобразовательной деятельности. История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени, чем другие связана с наукой. Гносеологическая интерпретация конкретных научных теорий выступает с одной стороны как приложение некоторых общих принципов теории познания к анализу специальных случаев, с другой - как своеобразная ассимиляция новых научных результатов для уточнения некоторых общих гносеологических постулатов.


15. Современные теории НТП.

Теория - это особая форма организации знания. Это такие признаки и свойства, которые присущи данному явлению. Теория как форма организации знания используется не только в науке (но и в богословии, философии). Имеются теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того с какой системой ценностей он подходит к истории. Надо сказать, что отрицание или релявитизация НТП не беспочвенна. Прогресс техники приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества.

Последствия научно-технического прогресса породили в свое время различные технократические теории. Их суть в основном сводилась к идее о том, что всеобщее технизация жизни способна решить все социальные проблемы. Широкое распространение получила концепция "постиндустриального" общества (Д. Белл и др.), согласно которой обществом станут управлять организаторы науки и техники, а определяющим фактором развития общественной жизни будут научные центры. Ошибочность ее основных положений заключается в абсолютизации, гипертрофировании роли техники и науки в обществе, в неправомерном переносе организаторских функций из одной, узкой сферы на все общество в целом; тут происходит замена целого одной из его составных частей. Ни техника, ни наука сами по себе, не в состоянии решать сложные политические проблемы. Не надо забывать и том, что техника составляет лишь часть производительных сил, и притом не самую главную. Человек как главная производительная сила общества совершенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции.

В последние годы получили распространение и прямо противоположные концепции технофобии, то есть страха перед всепроникающей и всепоглощающей силой техники. Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" НТП. С этой точки зрения НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих человечеству.

Обе эти концепции отражают существование реальных социальных и мировоззренческих проблем, порождаемых НТП.


16.Философское обоснование И. Кантом возможности теоретического естествознания.

Опираясь на механистическую философию природы Ньютона Кант, сделал попытку применить принципы современного ему естествознания к объяснению не только современной солнечной системы, но и к объяснению ее возникновения и развития. К. доказал также, что в результате действия приливной волны, дважды в сутки обходящей океаны Земли под влиянием притяжения Луны, скорость суточного вращения Земли неуклонно замедляется. В биологии К. намечает идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределении различных, классов животных по порядку их возможного происхождения. В физике развивал учение Декарта и Галилея обосновал новое учение об относительности движения и покоя.

Выдвижение на первый план идей развития в неограниченной и ограниченной природе было крупной заслугой К., подготовившую почву для проникновения идей в специальные отделы естествознания. Впервые было поколеблено представление, что природа не имеет никакой истории во времени.



17.Учение Фихте о соотношении теоретической и практической философии.

Согласно учению Фихте философским может быть названо такое мировоззрение, которое сводит наличное многообразие опыта к единству одного общего начала и затем исчерпывающим образом объясняет и выводит из этого единства все многообразие. Чистый эмпирик, по его мнению, который бы приступил к описанию эпохи, воспринял бы и изложил многие наиболее заметные ее явления, как последние ему представлялись в случайном наблюдении, не будучи уверенным в том, что он охватил их все, и не будучи в состоянии указать какую-либо их связь, кроме их существования в таком-то определенном времени. Философ теоретик, задавшийся таким описанием, установил бы независимо от всякого опыта понятие данной эпохи, которое как понятие, не может быть дано ни в каком опыте, и представил бы те способы, посредством которых это понятие проявляется на опыте, в качестве необходимых явлений данной эпохи; в этом выяснении он вывел бы исчерпывающим образом явления из понятия, показав, как необходимость их взаимной связи вытекает из их общего понятия. Первый бы дал хронику эпохи, и лишь последний бы сделал возможной ее историю.

Фихте утверждает, что конечное разумное существо не имеет ничего кроме опыта, опыт содержит в себе весь материал его мышления. Философ теоретик стоит под теме же условиями, поэтому кажется непонятным как он может возвысится над опытом. Однако он может отвлекать, т.е. через свободу мышления разделять то, что связано в опыте.


18. Природа, как центральный предмет исследования в философии О. Шеллинга.

Во время выступления Ш. было временем важных открытий и исследований в различных областях естествознания (Работы Ломоносова, Вольта, Гальвани и т.д.). Ш. исходил из этих исследований в своей "Натурфилософии" и изложил их в своих работах. Например: "идеи философии природы", "О мировой душе". Природа по Ш. есть становление духовного начала ("интеллигенции") если в человеке духовное начало осознает себя, то в природе оно бессознательно. Ш. рассматривает природу, как единство противоположностей объекта и субъекта. Они как полюса магнита: одновременно связаны между собой и противоположны. Это первое проявление общего мирового закона, который далее выступает в "+" и “ -" зарядах электричества в физике, в химии - в противоположных отношениях кислот и щелочей. По мысли Ш. в природе в основе всякого раздвоения противоположностей лежит сила, которая может быть только живой силой. Изначально условность живого организма обосновывается у Ш. понятием "мировой души". С этой точки зрения не живое рождается из неживого, и наоборот: мертвые тела природы - продукты жизни, результат ее окончания. Метод рассмотрения природы сложился у Ш. под влиянием Фихте. Фихтевскую диалектику сознания Ш. преобразовал в объективную диалектику природы.

19. Проблема тождества науки и культуры в философии Гегеля.

В "Феноменологии науки" (1807) духовная культура человека представлена в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой воли "мирового разума". Воплощаясь в последовательных образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с акта наименования чувственно - данных "вещей" и, кончая "абсолютным знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития - науки, нравственности, религии, искусства, политики, права. С помощью созданного им диалектического метода Г. критически переосмысливает все формы современной ему культуры. На этом пути он повсюду открывает напряженную диалектику, процесс постоянного "отрицания" каждого наличного, достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его недрах состоянием, в виде конкретного противоречия.

Критический анализ современного ему состояния науки переплетается у Г. с некритическим воспроизведением и философским "оправданием" ряда догм и предрассудков современного ему сознания.

20. Гегель о проблеме соотношения мышления - сознания - познания

С появлением человека абсолютная идея пробивается через материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - сознание, мышление людей.

С развитием человеческого сознания идея все больше освобождается от материи. Наконец, осознав весь свой предшествующий путь она заканчивает свое развитие данной форме и возвращается как бы в себя, но уже не как чистое бытие, а как бытие, все богатство своего содержания. (С этой точки зрения по Г. разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира. Из чего следует, что мир существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению или разуму.

Т.О. мышления, разум рассматривается Г. как независимая от человека абсолютная сущность всемирной истории.

Г. стремится доказать, что мышление (абсолютная идея) начинается не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание. Вывод Г. о том, что человеческое мышление есть лишь высшее проявление на земле высшей идеи позволяет сделать умозаключение: разумное, божественное и действительное совпадают друг с другом. Отсюда вытекает: все действительное разумно, все разумное действительно.

Вывод: Проблема отождествления Г. бытия и мышления, сведение всех процессов к мышлению (абсолютная идея) есть исходный пункт Г. философской системы.

Философская система Г. включает в себя 3 части: 1.Логика | 2.Философия природы | 3.Философия духа.

Логика - развитие осуществляется как процесс превращения количественных изменений в качественные.

Вводит категории: прерывность, мера, скачек, противоречие. Все понятия по Г. находятся в непрерывном движении, переходят друг в друга.


21. "Философия природы" В. Гегеля

Философия природы по Гегелю есть учение об идее в форме инобытия, т.е. в форме природы. Гегель придерживается тезиса о неизменности природы. Он отвергал теорию эволюции, утверждая, что "метаморфозе" подвергается лишь понятие как таковое. Во времени развиваются лишь отдельные особи, а не роды. "Философия природы" у Гегеля распадается на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.

В механике Гегель рассматривал ряд важнейших физических категорий - время и пространство, материю как их единство. Из пространства и времени Гегель дедуцировал движение. В механике господствуют категории количества и меры. В космических телах Гегель усматривал единства формы и материи, что ведет к окачествлению материи. Такую материю Гегель рассматривал во втором разделе "Философии природы" - физике.

Здесь господствует категория сущности, поскольку речь идет о свойствах материи. Если в механике роль объединяющего начала играло тяготение, то в физике эта роль принадлежит свету. Гегель игнорировал или неверно толковал важнейшие открытия того времени.

Органическую жизнь Гегель рассматривал в разделе "органическая физика". Противоречие между особью и родом по Гегелю решается посредством гибели индивидуальных живых организмов. Дух снимает это противоречие, ибо он бессмертен.

Идеалистическое и метафизическое понимание природы, отрицание идеи развития, ложная трактовка перехода от одних форм движения к другим, отход от причинного объяснения явлений органической жизни - "Философия природы" Гегеля.


ФИЛОСОВСКИЕ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

АНГЛИЯ: 1) Приоритет разума по отношению к науке, а науки и научного мировоззрения к религии. 2) Изменение общества за счет просвещения -> содействие политическому раскрепощению.

В центре философии вопрос: об отношении знания к вере, об отношении естествознания к священному писанию.

3) Деизм - признание бога в качестве первопричины, но отказ от всех остальных положений религии.

Джонсон Таланд - от деизма -> к материализму рукам критика религии. Дж. Беркли - субъективный идеализм (миф не существует, существуют ощущения ("идеи")) -> единственной воспринимаемой человеком реальностью, Беркли признает только сущность человеческого сознания.

ФРАНЦИЯ: Как и в Англии возникли на основе новой науки. Идеи и учения Английского просвещения стали важными источниками идей и учений Французского просвещения. Но эти идеи были не единственными источниками Французского просвещения. Другой источник - национальная философская мысль. Фил. Фр. просветителей была неоднородна (материалистическое и идеалистическое крыло, деистическое и атеистическое направление).

Монтескье - "Дух законов" учение о зависимости юридических норм государства от законов, определяемых типом государственного строя - республика, монархия или деспотизм. Первым применил метод сравнения при изучении вопросов права и философии права. Дедукция. Натурализм - в том, что развитие формирования страны (общества) в первую очередь зависит от географических условий, а потом от остальных. Теория деления власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Вольтер - не будучи философом, много дал философии просвещения. Основное: - Борьба против религиозного фанатизма. - Религия разума (главное, по его мнению, деистическая позиция).

Руссо - Значение его в социологических идеях, политических, как мыслителя, моралиста, психолога, педагога, а не как философа. а) Идея политического равенства. б) Из главных причин человеческих страданий - противоречие между нашим состоянием и нашим желанием, между долгом и склонностями, между природой и социальными учреждениями, между человечеством и гражданином. Гармоничный человек должен стать, в обществе.

Источник противоречий цивилизации - социальное неравенство. Выход - изменение систем и методов воспитания, где на 1 план выдвигаются чувства.

ГЕРМАНИЯ: Сперва Немецкие преподаватели малосамостоятельны ("питались " идеями Английской и Французской и в науке, и в философии и в критике религии), но приспосабливая их к условиям жизни в Германии. Отличия: а) Борьба за разум не в таком бытовом духе, как во Франции Оно не столько отвоевывает у религии права в пользу рационализма, сколько стремится к компромиссу между знанием и верой, наукой и религией. б) Деизм, Кантеизм (Лессинг, Гете, Гердер) историзм, естественнонаучные идеи. Повышенный интерес морали, нравственно истолковано религии. Материальные учения не доминировали.

Во второй половине этого периода Просвещения развивалась классическая философия Просвещения в Германии 18-19 вв.

Вольф, Лессинг, Шиллер, Гердер.

Гете - высоко ценит философа Спинорга. В основе - материалист указывает на всеобщность движения, изменения развития в природе, которые, по его мнению, есть многообразная взаимосвязь явлений, образующих единое целое.



22. Украинская философия 19 - 20 вв.

19 в. Лодий - философия, логика. Панфил Юркевич - "Идея", "Сердце и его значение в духовной жизни человека", "Из науки о человеческом духе", "Материализм и его задачи в философии". Идеи: 1.Критикует как объективный идеализм, так и материализм. Материализм - за то, что он поверхностный не может объяснить многие вещи. Поэтому он хорош в науках, но не применим к душе. А идеализм - за абстрактность и за оторванность от реальности. 2.Идея. В нашем мышлении есть несколько форм: представления - субъективные, понятия - обобщение - выражают объективную сторону. А в идеи они сходятся. 3.Философия сердца: Там, где касается дело общего, закономерного, очевидного - сердце не вмешивается, там действует разум. Но когда речь идёт о конкретном, единичном субъективном “Я”, тут действует сердце. 4.Человек и общество взаимосвязаны. Человек должен помогать обществу.

Алекс. Потебня. Рассматривает общее между миром и наукой. 1.Язык носит общественный характер. 2.Язык не просто выражает мысль, он формирует и создаёт её. 3.Между миром и человеком стоит язык. Франко: 1."История античной философии "Немецкая философия" 2.-этическая 3.-эволюция человечества, прогресс. 1.Отношение к современной философии. Относит себя к позитивистам: ориентация на науку, развитие логики, использование рациональных методов познания. 2.Относится к материализму - положит. 3.Каждое новое социальное изменение должно быть совершено на подготовленной почве. 4.Существует прогресс и регресс, причём прогресс не может охватить всё человеческое. 5.Критикует призывы к насилию. 6.Критикует Маркса за диктатуру: любая диктатура, как и государство, приводит к вседозволенности. 7.Национальное и межнациональное. Национальная самореализация человека является составляющим моментом межнациональным развитием личности и межнациональных связей. XX вв.

Вячеслав Липинский "Письма к братьям земледельцам", "Украина на переломе". 1.Ценности государства создаются элитой, она же поддерживает функциональное существование. 2.В истории нельзя перепрыгивать через ступеньку (приверженец конституционной монархии). Так называемая демократия - расшатает государство. 3.Нация без государства - не существует. 4.Единство народа не в каких-либо частных проблемах, а в общенациональных интересах. Лесевич - позитивист (эмпириокритицизм), Чижевский, Мирчук.


"Философия духа" В. Гегеля. (Основные идеи и положения).

Среди множества представителей немецкого классического идеализма Гегель выделяется обостренным вниманием к истории духовной культуры уже в ранних сочинениях Гегель толкует иудаизм, античной религии, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный, мировой дух одновременно познает себя как творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания мирового духа, начиная с акта наименования чувственно данных вещей и кончая абсолютным знанием, т.е. знанием науки, нравственности, религии и искусства. По Гегелю дух просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Материальная культура, цивилизация предстают как производные формы воплощения той же творческой силы духа. Философия духа далее развертывается в философии права. Развитое в философии право учение об объективном духе оказала громадное влияние на последующее развитие философии и социологии.

23. Гегелевская диалектика и диалектический метод Гегеля

Наиболее полно диалектика и диалектический метод Гегеля изложен в его труде "Наука логики".

Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия, как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий). Противоречие понимается здесь как двигатель развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к конкретному, ко все более полному истинному результату. Противоречие по Гегелю не следует понимать лишь в виде апории, т.е. в виде логически неразрешенного противоречия: его следует понимать более глубоко и конкретно, когда исходное противоречие одновременно и осуществляется и снимается.

Однако диалектика Гегеля заключена в идеалистическую оболочку. Идеализм в философии Гегеля противоречил его собственным диалектическим идеям. Он признавал завершенность развития мира и познания, считая, что высшая точка развития мира это состояние современной ему Германии. Гегель распространяет принципа развития только на идеальные явления, примиряется с существующим и оправдывает его.


24. Категории конечного и бесконечного в истории философии и естествознания.

Бесконечное и конечное.

Это категории, выражающие неразрывно связанные между собой противоположные стороны объективного мира.

Б. характеризует: 1) Существование мира в пространстве. 2) Существование мира во времени. 3) Количественную неисчерпаемость материи вглубь, бесконечное многообразие ее свойств. 4) качественную неоднородность строения материи.

Количественные аспекты Б.: Б. большая (либо бесконечно малая) определяется как неограниченная возрастающая (убывающая) переменная величина, способная стать и становящаяся больше (меньше) любой, наперед заданной, сколь угодно большой (малой) конечной величины. Бесконечное множество рассматриваются как множество, в котором отсутствует верхний последний элемент и в котором существует собственная часть (подмножество), эквивалентная условному множеству (например, множество всех чисел натурального ряда и множество квадратов, кубов и т. д.)

Качественные аспекты Б. связаны с его структурной неоднородностью и неисчерпаемым качественным многообразием математических систем.

К. представляет всякий ограниченный в пространстве и времени объект. Всякое конкретное качество в мере, конечно, существует в определенных границах меры. Но К. неразрывно связано с Б. Каждый конечный объект неисчерпаем в своей структуре: материя, порождающая конечные объекты, несотворима и неуничтожима, бесконечно существует, превращаясь из одних форм в другие. Таким образом, конечное также заключает в себе бесконечное, как Б. складывается из бесчисленного множества конечных предметов и явлений. Противоречивое единство Б. и К. делает возможным познания Б. через раскрытие всеобщего и абсолютного в свойствах и законах движения материи.



  • Нужна Ваша помощь!


  • Руководство по программе multiAVCHD - как конвертировать и воспроизвести видео файлы AVCHD и SD VIDEO форматов на ТВ Panasonic серии Viera

  • Руководство по программе DVD FLICK

  • Руководство по программе Audacity

  • Руководство по конвертации файлов MKV H.264/AVC в формат VC-1

  • Руководство по извлечению 6-канальной AC3 звуковой дорожки из AVI файла и ее конвертации в стерео MP3 файл

  • Обзоры современных мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов, электроники

  • Сравнение версий Windows

  • Каталог бесплатных фильмов для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных сериалов современного ТВ эфира для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных детских фильмов и мультфильмов для онлайн просмотра


  • Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг@Mail.ru