Коллекция материалов для подготовки к сдаче экзаменов по литературе, философии, теории государственного права, биологии, экономике
Философия Экономика Теория права Биология Литература





85. Наука как социальный институт: формирование, эволюция, современное состояние.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания. Наука - необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой - сперва очень малочисленной группы людей. Н. появляются в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции гл. функцией Н. является объяснительная функция; её основная задача - познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек. В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка Н., она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства. Функции науки: культурно-мировоззренчесская; непосредственная производственная сила; социальная сила. Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

86. Ценностные и нравственные основания науки.

Ценностные и нравственные нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода _исторического отбора, который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории. В нормах научной этики находят своё воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты (_не укради, _не лги_); во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. Это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и, так или иначе - логически, экспериментально и пр. обоснованным. С точки зрения английского социолога науки Р. Мертона нормы науки строятся вокруг четырёх основополагающих ценностей: универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных достижений должна оцениваться независимо от пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует; общность - научное знание должно свободно становится общим достоянием; бескорыстность первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды; организованный скептицизм каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности.

87. Понятие об идеалах и нормах научного мышления

Научное познание регулируется определёнными нормами и идеалами, которые ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знание) должен быть, получен в результате их осуществления и каким образом получить этот продукт. Этот блок включает идеалы и нормы: 1. доказательности и обоснования знания; 2. объяснения и описания 3. построения и организации знания - это основные формы в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы. Что же касается их содержания, то здесь можно выделить несколько взаимосвязанных уровней: первый уровень представлен нормативными структурами, общими для всякого научного познания. Это - инвариант, который отличает науку от других форм познания; второй уровень система установок (представлений о нормах объяснения, описания, доказательности, организации знаний и т.д.) выражающих стиль мышления конкретной эпохи; третий уровень - в нём установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (физики, биологии, химии).


88. Методологические особенности классического естествознания.

Методологические предпосылки естественнонаучного познания формируются в XVI-XVII вв. Методология познания включает учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Родоначальником методологии считают Ф. Бэкона (_Новый Органон_). Заслуга Бэкона состояла в том, что он показал решающую роль метода в успехе познания. Метод выступает способом теоретических действий, совокупностью приёмов и операций теоретического освоения действительности. Методологию отличает акцент на средства познания, направленность на внутренние механизмы логику движения и организацию знания. Методология как теория отличается от тех теорий, которые лежат в её основе, объектом исследования. Объект исследования методологии метод, регулятивные принципы, направляющие действие субъекта. Следует отметить, что методологическое обоснование научной деятельности связано не только с гносеологическими проблемами, единством теоретического содержания науки и её методов, но и онтологическими моментами. Дело в том, что сам метод имеет онтологические корни и объективные основания. Следует отметить, что методологическое обоснование научной деятельности связано не только с гносеологическими проблемами, единством теоретического содержания науки и её методов, но и онтологическими моментами. Дело в том, что сам метод имеет онтологические корни и объективные основания. Истинный метод представляет собой аналог процесса развития, отражение реальных связей и отношений явлений природы, предполагает изучение объективных закономерностей, на основе которых создаются приёмы и способы познания и практического действия. Как справедливо пишут Р.И. Иванова и А.Л. Симанов, генетический метод восходит к приёмам практической деятельности человека, которая с самого начала должна была сообразовываться со свойствами действительности.


89. Теория как форма организации знания. Методологические и логические особенности научных теорий.

Теория - особая форма организации знания. Форма означает, что у знания есть какие-то признаки, которые не могут быть исключены ни при каких обстоятельствах (т.е. их можно и не исследовать).

Признаки теории: 1) созерцательная (теория - "смотрю") была изобретена в др. Греции. 2) теория с точки зрения логики: понятия, суждения и умозаключения изучает логика. Главное последнее. Теория - совокупность взаимосвязанных утверждений. Научное знание обязано быть теоретическим, но не всякое теоретическое знание может быть научным. Математика - язык науки или единственная область науки, основанная на теории. Любая теория в логическом плане изучает идеи или идеализированные объекты. 3) правило независимости. 4) принцип наблюдаемости. 5) теория выполняет функции для опыта: а) объясняет опытные данные, б) предсказывает новые опыты.

Логические особенности: 1) теоретическое знание должно быть логически не противоречиво. 2) логические связи должны охватывать все утверждения, относящиеся к данной теории (принцип системности). 3) аксиоматизация - берутся истинные утверждения и из них выводится какое-то третье (один из идеалов научности).

Дэвид Липсид определил первые методологические критерии к аксиоматической базе теории: а) непротиворечивость, б) логическая независимость, в) полнота (аксиоматизируется столько, чтобы обеспечить всеобщность).



90. Эмпирический уровень научного познания Основные процедуры и методы.

Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Оно базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность - в этом заключается особая роль эмпирии в науке. Эмпирический уровень познания имеет сложную организацию. Можно выделить два подуровня: во-первых, наблюдений, во-вторых, эмпирических фактов. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции: во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявленного в наблюдениях инвариантного содержания (широко используются ранее полученные теоретические знания) Методы эмпирического познания: наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах изучаемых объектов; описание - закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определённых знаковых средств. Описание подразделяется на два основных вида качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики (фиксация данных измерения); В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.


91. Основные формы становления научного знания: проблема, гипотеза, закон

Что такое проблема? - "Осознанное затруднение" (Теоретические или практические вопросы, требующие разрешения, исследования). Научную проблему можно назвать "Знание о незнании".

Научная проблема отличается признаками: 1) Она всегда ориентирует нас на получение истинного знания. 2) Н. проблема ориентируется на получение НОВОГО знания. Ученый сознательно стремится к новизне. Кроме науки, образование нацелено на новизну, хотя новизна научная и образовательная различны. 3) Соблюдение норм и идеалов в научном знании (или соблюдение форм научности). Идеал - совершенство, высшая конечная цель деятельности. Норма - признанный обязательный порядок. Гипотеза - проблематичная (не доказанная) истина. Требует проверки опытом и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Какие факторы приводят к постановке проблемы в науке? Внешние - заказ: - влияние одних наук на другие. Но ни один внешний фактор не срабатывает, пока она не будет создана изнутри. В XX в. большое влияние на научное знание оказали социально-культурные факторы. Внутренние: несоответствие теории, парадоксы, несоответствие между идеалами и нормами научного мышления.

92. Сциентизм и антисциентизм

Сциентизм (от лат. scienta - знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а результаты и методы естественнонаучного познания. В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в буржуазной культуре в конце XIX века, и одновременно возникает противоположный антисциентизм. А.С. подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах наука - это сила чуждая и враждебная подлинной сущности человека. Сциентизм выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм критикует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы. Проявление сциентизма: концепции наук, развиваемые в рамках современных школ позитивизма; устремление ряда представителей гуманистических знаний пытающихся развивать социальное познание строго по образу естественных наук. Позиции антисциентизма защищают некоторые направления современной буржуазной философии, а также некоторые представители буржуазной гуманитарной интеллигенции. Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчеркивая исключительную роль науки в общественной жизни, марксизм рассматривает её в связи с другими формами общественного сознания и распутывает сложный, многообразный характер этой связи. С этой точки зрения наука выступает как необходимый продукт человеческой культуры и вместе с тем - как один из главных источников и стимуляторов исторического процесса самой культуры.

Антисциентические взгляды: Согласно им философия противопоставлена науке как высшая, постигаемая только иррациональными или интуитивными средствами, истина - истине низшей, утилитарной, ведущей к удовлетворению одних только низменно - материальных потребностей человеческого существа. Крайнее выражение этой позиции заключается в том, что ее сторонники говорят о принципиальной неприемлемости каких бы то ни было научных методов для решения собственно философских проблем, о том, что философия может выполнить свою историческую миссию только в том случае, если она откажется от самой попытки мыслить научным образом.



  • Нужна Ваша помощь!


  • Руководство по программе multiAVCHD - как конвертировать и воспроизвести видео файлы AVCHD и SD VIDEO форматов на ТВ Panasonic серии Viera

  • Руководство по программе DVD FLICK

  • Руководство по программе Audacity

  • Руководство по конвертации файлов MKV H.264/AVC в формат VC-1

  • Руководство по извлечению 6-канальной AC3 звуковой дорожки из AVI файла и ее конвертации в стерео MP3 файл

  • Обзоры современных мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов, электроники

  • Сравнение версий Windows

  • Каталог бесплатных фильмов для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных сериалов современного ТВ эфира для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных детских фильмов и мультфильмов для онлайн просмотра


  • Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг@Mail.ru