Коллекция материалов для подготовки к сдаче экзаменов по литературе, философии, теории государственного права, биологии, экономике
Философия Экономика Теория права Биология Литература





25. Проблема бесконечности Вселенной: философский и научный аспекты.

Качественные аспекты реальной бесконечности изучаются естествознанием, в частности астрономией и космологией. Методы и теории этих наук дают: во-первых, возможность открывать все новые свойства и закономерности бесконечно многообразного материального мира, во-вторых, они расширяют наши знания о пространственно временных свойствах охвачены наблюдениями вселенной, в-третьих, развитие космологии проливает новый свет на решение проблемы конечности и бесконечности вселенной. Эта проблема решается на основе моделей, которые в значительной мере базируется на упрощающих предположениях (в частности об однородности и изотропности свойств материи) и относятся лишь к охваченной наблюдениями части вселенной. Поэтому они не дают однозначного ответа на вопрос о конечности или бесконечности вселенной, или метагалактики, а тем более - материального мира. Вместе с тем на основе таких моделей удалось предсказать, например наличие нестационарности метрики пространства (расширяющаяся Вселенная).

1.Вселенная бесконечна в пространстве, не имеет ни начала, ни конца, но, с возникновением релятивистской космологии распространилась концепция конечная, но неограниченной вселенной (Эйнштейн. Вопросы космологии и общая теория относительности) Умозрительный характер этой концепции показан в ряде работ советских и зарубежных ученых (издание "космический материал", Лабереин "Происхождение миров").

2.Вселенная бесконечная во времени. Она существует и будет существовать вечно.

В 19 веке опровержения шли по линии неправильного истолкования, II Начала термодинамики (теория "тепловой смерти" вселенной).

Ныне аргументация базируется на признании доплеровской природы красного смещения. Экстраполируя в прошлое наблюдаемые сейчас лучевые скорости галактик, ученые приходят к выводу о " творении вселенной". Эта теория стала почти официальной точкой зрения католической церкви.

Ошибочность этих взглядов в том, что расширение известной нам части вселенной произвольно распространяется на всю вселенную. Действительно, любой объект во вселенной, любая упорядоченная звездная система имеют свой возраст, но в приложении ко вселенной в целом понятие "возраст" теряет смысл.

3.Вселенная бесконечно разнообразна по формам существования и движения материи. Материя не возникает и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую. В противоположность - "теория о постоянном творении материи из "ничего".

Бесконечное разнообразие мат. форм в бесконечной вселенной приводит к выводу о том, что органическая жизнь возникает по всюду, где складываются соответствующие условия.

Признание той или иной формы конечности вселенной есть по существу отказ от решения важной научной проблемы, переход на религиозные позиции.


26. Философские и научные парадигмы микро и мегамира

Микро и мегамир одна из древнейших натурфилософских концепций, выраженная уже в космогонической мифологеме "вселенского прачеловека", который дал начало всему живому и неживому на земле. В демифологизированом виде аналогия микро и мегамира в натурфилософии досократиков, особенно в традиции космологического биморфизма (Анаксимен, Гераклит), но также у Демокрита, у которого впервые встречается сочетание - "человек-это малый мир".

Аналогия между микро и мегамиром амбивалентна: при аргументации от макрокосмоса к микрокосмосу она может вести к натуралистической антропологии и растворению человека в космосе, при аргументации от микрокосмоса к макрокосмосу нередко постулируется космическая душа или ум (Платон, стоицизм), часто отождествляемые с имманентным космическим панкосмическим богом (какое место в мире занимает бог, такое в человеке - дух, какое в мире - материя, такое в нас - тело). При этом познание мира или божества нередко выступает как самопознание.

Идея человека как микромира, отражающего в себе универсум спорадически всплывает в греческой патристике. Мистический характер носят концепции микро и мегамира в средневековой еврейской философии. В эпоху Возрождения идея микро и мегамира переживает последний расцвет. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы, пронизывает всю традицию немецкой мистики до Гегеля, вступает в открытый конфликт с творцами новой картины мира (Кеплер, Гасенди). В эпоху механицизма (17 - 18 вв.) биоморфно анимистическое учение о макро и мегамире изгоняется за пределы научного знания. Некоторое возрождение наблюдается в немецком неогуманизме и романтизме с кульминацией в учении Шопенгауэра о мировой воле, затем в теософии кон. 19 - нач. 20 вв. - с подчеркиванием эволюции параллелизма.



27. Логические основания кибернетики.

Теоретической основой возникновения К. является обнаружение общности законов управления во всех областях. Для того чтобы осуществить управление автоматически, без участия человека, необходимо было создать технические системы нового типа, которые могли бы воспринимать и обрабатывать информацию о ходе производственного процесса и на этой основе вырабатывать необходимые команды-сигналы регулирования, управления материальным производством. К. исследует мышление с помощью моделирования логических процессов в ЭВМ и др. кибернетических устройствах. К. исследует мышление посредством моделирования структуры мозга и нейрофизиологических процессов. Кибернетика занимается изучением систем любой природы, способных воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления-регулирования. При этом кибернетика широко пользуется математическим методом и стремится к получению конкретных результатов, позволяющих анализировать такого рода системы (восстанавливать их устройство на основании опыта обращения с ними), так и синтезировать их (рассчитывать схемы систем, способных осуществлять заданные действия). Z В июле 1945 года журнал "Атлантик монтли" поместил статью доктора Ваневара Буша, в которой рассказывалось о придуманной им вычислительной системе МИМЕКС. Размышляя о том, каким образом человеческий мозг ухитряется извлечь нужную информацию из памяти, переполненной разнообразными сведениями, он пришел к идее ассоциативного процессора. Отыскивать необходимые данные следует не по координатами их местонахождения, а по отличительным чертам самих данных - такова была его основная мысль. Z С усложнением и увеличением решаемых проблем, возникла задача улучшения качества, и уменьшения времени решения, что привело к тому, что все более сложные логические операции перекладывались на машину. Это сказалось на характере тех задач, которые решают ЭВМ. Сейчас большинство заданий, которые требуют долгой кропотливой работы, либо наоборот: быстрой и точной, легло на "плечи" ЭВМ.



28. Перспективы и пределы кибернетического "мышления".

Мышление - это свойство высокоорганизованной материи, свойство мозга. Машина не сможет смоделировать данный процесс, потому что в ней осуществляются низшие формы движения материи. Машина хорошо работает лишь в той области, которая имеет определенные законы, математические закономерности. Перспективы - существует экспертная система, система специалистов, развивает метод опознавания объектов, речи, естественного языка, голос, нечеткая логика, теория сложной информационной системы. Требуется верный философский подход к моделированию мышления: кибернетическая машина стимулирует человеческий процесс мышления. Большинство людей считает, что кибернетический мозг - это застывшая конструкция, состоящая из проводников и полупроводников, которые накапливают остаточную намагниченность. Живет пока есть ток. Мало кто вспоминает, что человеческий мозг без кислорода живёт около 5 минут, а потом если его носитель не погиб, информация стирается полностью либо кусками. Начиная с 85 г. ведущие компании стали проводить исследования в области био-чипов - живых организмов, которые могут решать логические задачи. Z Принцип их действия основан на следующем: молекула протеина, после определённых мутаций, способна запомнить воздействие светом на неопределенно большое время. Так каждая молекула способна запомнить один бит информации: 1 или 0. Поскольку число молекул даже в 1мм^3 очень велико, можно представить, какое количество информации способен запомнить такой объём био-чипа. Z Исследователи говорят, что созданные на базе био-чипов компьютеры обладают интеллектом 5-7 летнего человека и способных самообучению. Последняя их способность говорит о том, что ученые создали нечто, что почти не уступает человеческому мозгу, который до сих пор является лучшим "компьютером". Z Опасность появления новых компьютеров в том, что они способны к воспроизводству простым выращиванием в пробирках молекул протеина.

Философские аспекты деятельности человеческого мозга.

Выяснение сущности человеческого мозга на пути анализа взаимоотношения материи и сознания выводит на рассмотрение двух вопросов. Один из них: как наши мысли относятся к окружающему нас миру, к объекту познания? Второй вопрос: как наши мысли относятся к мозгу как к органу познания, чем они отличаются от материальных процессов возбуждения и торможения структур мозга? Z Оба вопроса являются частными по отношению к общей проблеме взаимоотношения материи и сознания: их решение должно привести к решению общей проблемы. В советской философской и психологической литературе первый вопрос называется "гносеологическим аспектом" общей проблемы, второй - “онтологическим аспектом". Первый вопрос решается в нашей литературе однозначно: наши мысли есть субъективные, специфически человеческие образы познаваемой действительности. Окружающий нас материальный мир - объект познания. Образы этого объекта в человеческом мозгу и есть сознание, наши мысли. В отношении сознания к объекту познания обнаруживается как сходство образа с объектом, так и качественное различие. Сходство в том, что образ есть своего рода снимок с объекта, его приблизительно верная копия в человеческом мозгу. Различие в том, что сознание это не сам объект, а лишь его осмысленный (идеальный) образ. Все наши понятия, суждения не обладают теми свойствами, которые присущи предметам и явлениям природы. Мысли нельзя ни увидеть, ни понюхать и т.д. Сознание относится к объекту познания как единство противоположностей.

29.Человеческий мозг как космическая проблема.

Древние были правы - самая большая это скорость человеческой мысли, ничто не может сравниться с ней. Для неё нет ограничений в пространстве-времени. Уникальность человеческого мозга в том, что он ставит под сомнение сами причины своего существования и функционирования. Можно сказать, что человеческий мозг на данном этапе своей эволюции имеет больше достижений в области разрушения, чем созидания. Наступательный потенциал позволяет разрушить не одну планету. Это значит, что свойства и наклонности человека уже могут ощутимо влиять не только на благополучие нашей родной планеты - от него начинает зависеть и космическое пространство.

Человек заявил о себе во вселенском масштабе с выходом в космос. Человечество покидает свою колыбель - Землю и стремится в звёздам навстречу неизвестному, новым испытаниям, чтобы подняться на следующую ступень лестницы эволюции.

Проблему человеческого мозга в космическом масштабе поднимали и средневековые теологи, но они пытались оставить его на "грешной" земле. Z Писатели фантасты помещают своих героев в сложные, а порой комические ситуации, где человек уже не может оставаться тем, кем был. Он либо погибает, либо открывает для себя новое понимание своей роли во Вселенной. Каждый писатель выступает здесь с позиций философа, показывая свой взгляд на ту или иную проблему сосуществования человека и Вечности.

30. Становление методологии как науки. Предмет методологии, природа методологического знания.

Методология - совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической преобразующей деятельности. Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе которой вырабатывается предметное знание, методология науки выступает как одна из форм самопознания и самознания науки. Методология вскрывает и анализирует деятельность, обретающую в знании законченные формы. Отправляясь от всеобщих характеристик познавательной деятельности (предмета гносеологии), методология фокусируется на особенном, на том, как они воплощаются в конкретных познавательных ситуациях и сферах познания. Современная методология выполняет два типа функций. 1- она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношения с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Это - философская проблематика. 2методология решает задачи совершенствования, рационализации научная деятельность, выходя за рамки философии, хотя и опираясь на нее. Проблемы, изучаемые методологией: описание и анализ этапов науки; выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций (редукционизм, элементаризм, системный подход и др.).


31.Цивилизации и культуры: тождество и различие, перспективы и пределы

Для философии культуры 20в. в отличие от 18 и 19 вв., в которых культура и цивилизация чаще всего мыслились почти полными синонимами, характерно постепенное разведение этих двух понятий, первое из которых продолжает оставаться символом всего позитивного в этой ранее неделимой области, а второе в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл. Цивилизация - синоним материальной культуры, способствует достижению изобилия материальных благ. Вместе с тем техника, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета. Они не могут быть оценены как нравственные или же, как безнравственные: они нейтральны. Культурная значимость технических завоеваний зависит от того, в каком ценностном контексте они используются. Понятие цивилизации чаще всего связывается именно с культурно-нейтральным по своей природе развитием техники, которую можно использовать в самых разнообразных целях. Понятие культуры, наоборот, максимально сблизилось с понятием именно духовного прогресса. Цивилизация - это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, его духовного развития. К негативным качествам цивилизации обычно относят ее тенденцию к стандартизации мышления, ориентацию на абсолютную верность общепринятых истин, свойственную ей низкую оценку независимости и оригинальности индивидуального мышления. Если культура, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося представляемыми ему благами. Тенденции: человечество должно вернуться к естественным формам психического соприкосновения с миром. Человек - пленник символических культур, из-за которых он не в состоянии разглядеть свое естество). Отождествление культуры с рациональным обучением чревато также и тем, что этот путь ведет к унификации понятия культуры.


32. Личность. Свобода. Ценности. Ценностные структуры личности и свободы.

Индивид - продукт общественных отношений - отдельно взятый представитель человеческого рода. Индивидуальность - система унаследованных и приобретенных признаков, социальных свойств, присущих конкретному человеку и в своей совокупности и взаимосвязи, характеризующих его самобытность, неповторимость, исключительность.

Человек - это социальное качество всех индивидов, характеризующее общее основание их бытия. Личность - это социальное качество индивида, она есть индивидуальная форма проявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений, форма проявления, субъективное бытие человеческой сущности.

Отдельный человек не может быть полностью независим от внешних условий, как природных, так и общественных. Подлинная свобода личности состоит не просто в освобождении ее от чего-то, а в положительной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей, сущностных сил и человеческих качеств. Ценность - это факт культуры, и она социальна по своей сути; это функциональный и при этом обьективно-субьективный феномен. Человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Свойства присущие Л. не являются врожденными, они определяются социальным образом жизни и самосознающего разума. Л. поэтому есть всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством Л. выступает мировоззрение. Ценности - для каждой личности индивидуальны, хотя существуют так же и общие ценности наложенные воспитанием, моралью и т.д. Свобода - Необходимость - взаимоотношение межу деятельностью людей и объективными законами природы. Свобода ограничивается природой из-за недостатка знаний, зависимостью от людей господствующих над ними. Полностью свободного человека быть не может, свободная же личность может существовать.

33. Философские основания социальной прогностики.

Прогнозирование как одна из форм предвидения научного в социальной сфере находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Но нередко обратная связь приводит к самоосуществлению и саморазрушению прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и обострить ситуацию, но может вызвать панику и обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы. Отсюда методологическая ориентация прогнозирования управляемых социальных явлений на оценку вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательно (при условии заранее заданных норм) состояния объекта с целью оптимизации принимаемых решений . Соответственно разрабатываются поисковый и нормативный прогнозы. Различают три способа прогнозирования (экстраполяция, моделирование, экспертиза) Применяются методы аналогии, индукции, дедукции, статистические, социологические, экономические методы. Теория и практика прогнозирования часто называются прогностикой, но в узком смысле прогностика - наука о законах и способах разработки прогнозов. Основная задача прогностики развитие специальной методологии Прогнозирования с целью повышения эффективности методов и техники разработки прогнозов. В проблематику прогностики входит изучение особенностей прогнозирования как особого научного исследования, принципов оптимального подбора методов прогнозирования, способов оценки достоверности прогнозов, принципов использования для разработки прогнозов выводов теории вероятностей, теории игр, исследования операций и др.

34. Становление глобальности как интегративного научного направления

Совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации, - предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами и источниками энергии. Предотвращение непосредственных и отдаленных отрицательных последствий научно-технических революций (проблемы здравоохранения, образования, социальные ценности, взаимоотношения между поколениями). Эти проблемы, которые существовали и прежде в той или иной мере как локальные и региональные противоречия, приобрели в современную эпоху планетарный характер вследствие резкого обострения неравномерности социально-экономического и научно-технического прогресса, а также возрастающего процесса интернационализации всей общественной деятельности и связанной с этим интеграции человечества. В условиях становления в современную эпоху все более целостного мира, возрастания социально-политических, социально-экономических, научно-технических и культурных взаимосвязанностей в планетарном масштабе плодотворное решение Г.П. предполагает приоритетность общечеловеческих интересов и ценностей по отношению ко всем других интересам. Решение Г.П. настоятельно требует осуществления крупномасштабных, комплексных и долгосрочных программ социально-экономического развития как регионального, так и интернационального характера. Взаимная обусловленность и комплексный характер Г.П. предполагают, что их научное исследование может успешно проводится лишь благодаря сотрудничеству ученых разных специальностей, представителей разных специальностей, представителей общественных, естественных, технических наук на основе диалектического метода и использования таких методов научного познания социальной действительности, как системный анализ и глобальное моделирование.


35. Философские основания и ценности европейской цивилизации

Цивилизация (лат. "гражданский, государственный") совокупность материальных и духовных достижений общества.

Ценности Ц.: 1)мир, 2)труд, 3)жизнь, 4)ценности, сохраняющие первые 3: а) женщина, как источник мира и бытия. б) ипостаси женщины - мать, жена, сестра.



36.Философские аспекты суверенизации этносов и национальных культур.

В настоящее время процесс суверенизации этносов, Обусловлен противоречием между стремлением наций к самостоятельности, ростом национального самосознания и их потребности в углублении связей. Также следует упомянуть принцип национальности, как один из основных аспектов этой проблемы, согласно которому необходимо создание при любых обстоятельствах своего государства одна нация, одно государство.

Суверенизация (субъективная) этносов: не может состоятся человечество, как человечество с размазанным этносом (Например: новая историческая общность советский народ)

Богатство мировой культуры пропорционально богатству национальных культур. Нельзя изъять из мировой и национальных культур Шаляпина, Драйзера, Толстого... и т.д. Есенин мог родиться только в русской глубинке и так прославить ее, обогатив тем самым опыт мировой культуры и т.д.

Не все этносы стали культурным субъектом, но имеют право быть и стать. Для этого необходимо, чтобы они имели субъективную суверенность.



  • Нужна Ваша помощь!


  • Руководство по программе multiAVCHD - как конвертировать и воспроизвести видео файлы AVCHD и SD VIDEO форматов на ТВ Panasonic серии Viera

  • Руководство по программе DVD FLICK

  • Руководство по программе Audacity

  • Руководство по конвертации файлов MKV H.264/AVC в формат VC-1

  • Руководство по извлечению 6-канальной AC3 звуковой дорожки из AVI файла и ее конвертации в стерео MP3 файл

  • Обзоры современных мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов, электроники

  • Сравнение версий Windows

  • Каталог бесплатных фильмов для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных сериалов современного ТВ эфира для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных детских фильмов и мультфильмов для онлайн просмотра


  • Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг@Mail.ru