Коллекция материалов для подготовки к сдаче экзаменов по литературе, философии, теории государственного права, биологии, экономике
Философия Экономика Теория права Биология Литература





49. Р. Декарт и механистическая картина мира.

Философия Декарта заключает с себе важный материалистический элемент - физическую теорию, исходящую из материалистического понимания природы. Краеугольным камнем физики Декарта является учение о материи и движении. Декарт полностью отделил свою физику от метафизики. Материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания.

Основные положения физики Декарта таковы: вселенная материальна и бесконечна; материя, хотя и состоит из частиц (корпускул), все же, в принципе, делима до бесконечности; пустого пространства не существует; атрибутом субстанции является протяжение; частицы материи находятся в движении, представляющем собой изменение их положения в пространстве; никаких сил, стоящих вне самой материи, не существует (за исключением бога); материя и движение неуничтожимы.

Все явления сводятся к перемещению материальных частиц, к их механическому воздействию друг на друга при непосредственном контакте в момент удара и к изменению форм частиц. В целом математические изыскания Декарта (как и космологические представления) тесно связаны с метафизическим пониманием им природы как гигантского механизма.

Исходя из открытий Галилея, Кеплера и своих собственных естественнонаучных достижений, Декарт пытается обосновать механистическую методологию науки о природе, логику механистического естествознания, рассматривая ее как "всеобщую науку", указывающую путь правильного, плодотворного исследования всех явлений окружающего мира.


50. Теория познания Дж. Локка.

Одним из видных философов XVIIв. является Джон Локк. Основной философской работой Локка является "Опыт о человеческом разуме". Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах. Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения. Внутренний же опыт через рефлексию обращен на наблюдение своих собственных наблюдений. Локк подразделяет все идеи (представления на простые и сложные.) Простые идеи, по Локку, образуются непосредственно из ощущений и рефлексии. Простые идеи пассивны, они как бы навязываются нам извне. Сложные же идеи требуют активности ума. Эта деятельность сводится к комбинированию простых представлений. Таким путем, по Локку, образуются даже самые сложные, абстрактные идеи. Локк был одним из первых философов, рассмотревших чувственные восприятия, вызванные внешним миром, как исходный момент всей психической жизни. Это одно из основных положений материалистической теории познания. Таким образом, Локк положил начало эмпирической психологии, в которой первостепенное значение придавалось самонаблюдению (интроспекции).

51.Учение Б. Спинозы о субстанции и его значение для философии и науки.

Основные труды - "Этика" и "Богословско-политический трактат". Философия должна помочь человеку обосновать господство над природой. Спиноза считает, что существует одна лишь субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Она самодостаточна. Но природа есть сотворенная и природу "творящая". Природа "творящая" и есть субстанция Бог. Она совмещает множество атрибутов - но основные это протяженность и мышление. Таким образом, природа вечна, бесконечна, она причина и следствие, сущность и существование. Спиноза выступает как пантеист. Из понятия субстанции возникает понятие детерминизма - в мире не происходит ничего случайного; всё имеет свою причину и следствие. И лишь субстанция является причиной самой себя, все остальные вещи (модусы) и процессы имеют принцип своего существования и развития. В мире существует жесткий детерминизм. Ему подчиняются и чувства (аффекты) человека и его поведение.

Он утверждает, что эта субстанция исключает какое-либо движение или изменение внутри себя. Не подлежат изменению и ею атрибуты. А модусы являются конечными, и их сущность испытывает влияние внешних причин, и обладают и изменением и движением.

Он считает, что в субстанции сливается свобода и необходимость. Всё что совершает Бог происходит в силу своей необходимости. Человек обладает кроме распространенности ещё и разумом. Человек находится под влиянием инстинкта самосохранения и вытекающих из него таких аффектов как радость печаль и влечение. И до тех пор, пока человек находится под их влиянием он не свободен. Цель - освободится от них. Это предполагает ясное и точное познание. "Свобода это осознанная необходимость". Свобода не вседозволенность.

Спиноза выделяет 3 ступени: 1.Истина, - которая постигается разумом. Она интуитивно зрима и не зависит от опыта; 2.Рассуждение разума постижение истины, требующее доказательства; 3.Знание опирающееся на представления, в основе которого лежат чувственные восприятия - недоказуемость.


52. Проблема необходимости и всеобщности знания в философии И. Канта.

Проблемы познания, которые встали перед К. были порождены новыми подходами к изучению природы, характерными для экспериментально-материалистического естествознания нового времени. К. пытался осмыслить тот способ познания природы, которая за собой научная революция XVI - XVIII вв. Философское открытие К. состоит именно в том, что основу научного познания он усмотрел не в созерцании сущности предмета, а в деятельности по его конструированию.

При этом у К. меняется представление о соотношении рационального и эмпирического моментов в познании. К. заявляет, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиальное различие, они представлены как два различных ствола человеческого знания.

Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, говорил К. Теперь весь вопрос сводится, как обосновать необходимость и всеобщность знания. Выглянув в окно и заявив что, идет снег, а через 30 мин. это суждение неистинно. Всеобщее и необходимое знание не может быть основано на таких эмпирических констатациях. Такие суждения опираются на опыт и не могут сравниваться с суждением доопытным.



53. Кантовский априоризм как обоснование объективности знания.

. Кант, исследуя способность познания, пришел к противопоставлению двух видов знания: знания истинно научного и знания несовершенного. Первое обладает, по Канту, свойствами безусловной достоверности, всеобщей необходимости. Кант считал, что это происходит потому, что знание научное априорно - дано до опыта, вне его, но вытекает непосредственно из разума и является предпосылкой опытного познания. Все же эмпирическое знание, базирующееся на опыте, не может быть, безусловно, достоверным, общезначимым и необходимым. Кант создал субъективно-идеалистическую теорию пространства и времени. Кант отмечал, что все предметы чувственного восприятия существуют во времени и пространстве. По Канту предметы существуют во времени и пространстве не объективно, а лишь постольку, поскольку они воспринимаются нашими чувствами. Следовательно, заключает Кант, понятия пространства и времени являются априорными, т.е. предшествуют опыту, а не вытекают из него. Таким образом, Кант отрицал объективность пространства и времени и признавал их субъективными, предшествующими опыту (априорными) формами непосредственного чувственного созерцания. Восприятия явлений в пространстве и во времени есть, по Канту, лишь результат активности нашего сознания.

Для рассудочного мышления, по Канту, необходимы некие основные и исходные понятия, систематизирующие и группирующие познавательный материал. Согласно Канту, человек, отвергающий всеобщий характер причинности, необходимости, количества и т.п., отвергает и возможность естествознания. Кант рассматривал познавательные способности человека вне их практического применения, вне истории познания. Вывод: категории научного мышления - всеобщие и необходимые, потому что они представляют собой внутренне присущие человеческому рассудку, доопытные, или априорные, способы мыслительной деятельности.

54. Антиномии в учении И. Канта.

По Канту, идеям разума не соответствует действительность. Эти идеи присущи только чистому разуму. В тех случаях, когда чистый разум пытается подвести действительность под присущие ему иди, он вступает в противоречие с самим собой. Эти неразрешимые противоречия Кант назвал "антиномиями" - противоположениями, в которых одна из сторон, будучи противоположна другой, может быть аргументирована с такой же степенью логической доказательности, как и другая. Решая такие проблемы, утверждал Кант, разум неизбежно попадает в безвыходный круг, в котором тезис и антитезис одинаково неопровержимы.

В учении об антиномиях проявляется диалектическая тенденция Канта, оказавшая значительное влияние на последующее развитие диалектической мысли. В природе, по Канту, мы не можем обнаружить производящую способность, иное дело разум, который обладает творческой силой; он сам создает закон, который он посредством идей предписывает рассудку. Синтетический характер разума определяет его способность достигать нового в своей деятельности. Синтетическое единство Кант признавал высшим пунктом трансцендентальной философии. Но антиномии же, согласно Канту, показывают, вместе с тем, что разум (так же, как чувственность и рассудок) бессилен познать мир как таковой.

55.Учение Гегеля об истине.

Достижением Гегеля в области исследования логического строя мышления является введение в науку логики принципа развития. Но история развития системы человеческого знания есть, прежде всего, история развития науки. Для того чтобы наука логики не превратилась в обычную историю науки, она должна вскрыть в системе научного знания собственный предмет. Гегель осуществляет это путем обобщения всего содержания системы научного знания в понятии "истина". В результате этого процесс развития системы научного знания принял логическую форму процесса определений истины, в котором определяющую роль стали играть логические категории. Именно эти категории характеризуют тот или иной этап в развитии логического строя и выступают как логические ступени познания объективной истины. Исходя из идеалистического тождества мышления и бытия Гегель рассматривал логику как науку о сущем. Но, отождествляя логику с онтологией, он не мог придти к истолкованию ее как сущности мира. В системе абсолютного идеализма Гегеля категория "истина" приобрела значение логической субстанции мира = "абсолютной истины". Поскольку для Гегеля истина означала саму предметную сущность, то определения предметной сущности в мышлении (определения мысли) были для него равнозначными определениями истины. Предметная сущность объективной действительности = это и есть, с точки зрения Гегеля, истина, поэтому определения предметной сущности есть не что иное, как определения истины.

56.Рассудок и разум в философии Канта и Гегеля.

Рассудок и разум - философские категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие два уровня мыслительной деятельности. Различия рассудка и разума как двух способностей души намечается уже в античной философии: если рассудок познает все относительное, земное и конечное, то разум открывает абсолютное, божественное и бесконечное. Детальная разработка представления о двух уровнях мыслительной деятельности - Р.и р. - принадлежит Канту. Основная функция рассудка в познании - мыслительное упорядочение, систематизация явлений, материала чувственности. Рассудок, по Канту привносит форму в знание, содержание которого есть результат чувств. Рассудок всегда носит конечный, ограниченный характер. Вместе с тем, согласно Канту, мышлению свойственно стремление к выходу за пределы, к поиску безусловных оснований, неограниченных рамками конечного опыта. Таким мышление является разум.

Продолжая кантовскую традицию различения рассудка и разума Гегель противопоставляет разум (как бесконечное мышление) рассудку (как конечному мышлению). Конечность рассудка обусловлена тем, что он неспособен выйти за пределы содержания мысли. Однако Устойчивость и конечность рассудка лежит согласно Гегелю в основе систематизирующей деятельности мышления. В отличие от Канта Гегель подчеркивал способность разума выполнять в познании конструктивную функцию. На стадии разума мышление делает своим предметом собственные формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторонность вырабатывают разумное или конкретное понятие. В разуме находит выражение диалектика познания: Гегель рассматривал деятельность мышления на стадии разума как развитие, конкретизацию его понятийного содержания.



57. Позитивизм: соотношение философии и науки.

Позитивизм возник в 20гг. 19в. и был ориентирован на развитие науки. Позитивисты видели роль философии в развитии науки, исследования закономерностей языка науки. Основатель П. О. Конт. В П. под рассмотрение попадает опыт.

Возникнув из потребностей человеческой жизни, наука в дальнейшем приобретает определенную самостоятельность. Породившие науку предпосылки отступают на 2-й план, но это до тех пор, пока производимое на базе предпосылок знание соответствует жизненным потребностям людей. По потребности не остаются неизменными, и тогда происходит разлад между необходимым и фактическим знанием и наука переживает кризис. Это означает, что необходима перестройка научной деятельности, и углубление знаний о том, что есть наука, знание, истина, а, следовательно, и научная рациональность. Последовательную разработку вопроса оценки научной рациональности взял на себя видный философ XX в. К. Поппер. К.П. представляет себе науку, как последовательность не теорий, а научных проблем. Любая теория представлена, как решение некоторых проблем. Инструментом соц. познания выступает ситуационная логика (т.е. логика, которая необходима на данный момент времени на бытовом уровне, а не требующая дополнительного осмысления.)


58. Проблема критериев научности в неопозитивизме.

Неопозитивизм сложился в 20-30гг. XX в. и связан с поворотом философских проблем в сферу языка, знаний, смыслов в понятий. Неопозитивизм - означает аналитическая философия.

Неопозитивисты искали универсальные логические стандарты рациональности. Сама идея научной рациональности казалась им очевидной: это была идея опытной природы знаний, выраженная в сводимости применения теоретического знания к эмпирическому. Философские основы проблемы национальности они не затрагивали. Установка, согласно которой научная рациональность выражает себя на возможность логического выражения соотношения знаний с опытом, дополнялась убеждением, что рациональность совпадает с научностью знания.

59. Научные революции и эволюции в концепции Т. Куна.

Взгляды К. изложены в его книге "Структура научных революций". Науку в любом его состоянии К. понимает как деятельность. К. вводит понятие "парадигма" и научное сообщество. В одном из определений парадигмы пишется, что парадигма это общепринятые примеры практики, научных исследований, примеры которые включают закон, теорию. Их практическое применение в совокупности дает модели, из которых возникает научное исследование. Утвердившаяся парадигма в течение длительного времени определяет развитие науки.

К. подчиняет развитие науки в определенной степени действию социально-психологических факторов. Это достигается путем введения в свою теорию понятия "научного сообщества". Н.с. - понимается К. как логический субъект, через который автор вводит свою концепцию человека. Н.с. является инструментом влияния парадигмы, ее проводником. Для объяснения этого механизма К. обращается к основе Н.с. которую он определяет понятием "дисциплинарная матрица". Возможным ее компонентом являются "ценности". Ценности влияют на науку, несмотря на различия в их понимании и применении. Их влияние обнаруживается тогда, когда члены научного сообщества должны выбирать один из несовместимых путей исследования.

Концепция развития науки, предложенная К. оказала большое влияние на развитие социологии науки в тот момент, когда она перешла к обсуждению проблемы научной рациональности.


60. Методология научно-исследовательской программы И. Лакатоса.

Прежде всего, заслугой Л. является расширение понятия рациональности за счет отступления от теоретических форм к необходимости эмпирических подтверждений. Основная проблема его исследований, которая наметилась уже в первых его работах - это проблема рациональной реконструкции. Тип логики необходимой для нее - ситуационная (бытовая, не требующая осмысления).

Одну из своих работ Л. начинает с утверждения о том, что любая реконструкция истории (рациональная) нуждается в дополнении эмпирической (социально-психологической) "внешней" теорией. Значение концепции Л. в решении проблемы научной рациональности именно в предложенном им новом критерии оценки методологических концепций.



  • Нужна Ваша помощь!


  • Руководство по программе multiAVCHD - как конвертировать и воспроизвести видео файлы AVCHD и SD VIDEO форматов на ТВ Panasonic серии Viera

  • Руководство по программе DVD FLICK

  • Руководство по программе Audacity

  • Руководство по конвертации файлов MKV H.264/AVC в формат VC-1

  • Руководство по извлечению 6-канальной AC3 звуковой дорожки из AVI файла и ее конвертации в стерео MP3 файл

  • Обзоры современных мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов, электроники

  • Сравнение версий Windows

  • Каталог бесплатных фильмов для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных сериалов современного ТВ эфира для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных детских фильмов и мультфильмов для онлайн просмотра


  • Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг@Mail.ru