Коллекция материалов для подготовки к сдаче экзаменов по литературе, философии, теории государственного права, биологии, экономике
Философия Экономика Теория права Биология Литература





61. Концепция методологического плюрализма П. Фейерабента.

Фейерабент выдвинул методологическую концепцию, которая явилась итогом критики позитивистской методологии и развития некоторых идей Поппера и представителей т.н. исторической школы в философии науки (в частности Куна). Опираясь на разработанное Поппером и Лакатосом положение о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства), выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий: ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Ф. плюрализм в методологии научного познания. Ф. отвергает существование в науке теоретически нейтрального эмпирического языка, считая, что все научные термины "теоретически нагружены". Значения научных терминов определяются той теорией, в которую они входят, поэтому при переходе термина из одной теории в другую его значение полностью изменяется; каждая теория создает свой собственный язык для описания фактов. Отсюда Ф. приходит к тезису о несоизмеримости конкурирующих, сменяющих друг друга альтернативных теорий. Их нельзя сравнить, т.к. каждая теория устанавливает свои собственные логико-методологические нормы. Соединение у Ф. плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий приводит к выводу, что деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки по Ф. иррационально: новые теории побеждают и получают признание не вследствие рационально обоснованного выбора и не в силу того, что они ближе к истине или лучше соответствуют фактам, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников. Будучи по Ф. иррациональной, наука ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии.


62. Проблема научной рациональности в XX веке.

Проблема рациональности является одной из тех проблем, которые возникают при исследовании самых различных сфер человеческой деятельности.

В широком смысле рациональность - это соответствие деятельности, разумным (рассудочным) правилам.

Научную рациональность понимают, как соотношение познания с образцами, логическими и методологическими нормами. Ядро проблемы, вокруг которой ведутся споры, состоит в характеристике и природе истинного знания.

1) Позитивистская мысль. Решение проблемы научной рациональности напрямую связано с поиском "истиной" науки.

2) Неопозитивистская ("венский кружек" 1922) идея научной рациональности заключалась в сводимости применения теоретического уровня знания к эмпирическому.

Рост проблемы научной рациональности был вызван тем, что сильные изменения претерпела структура науки. Наука превратилась в производительную силу общества. В результате в центре внимания оказалась проблема цели и методов научного поиска, т.е. проблема научной рациональности. М. выделились два этапа 1) преобладание естественнонаучного метода, 2) гуманитарного подхода.

Разработку вопроса оценки рациональности взял на себя Карл Поппер. К.П. представляет себе науку как последовательность не теорий, а научных проблем. Любая теория представлена как решение проблемы. Инструментом рационального познания выступает ситуационная логика.

Лакатос - его заслугой является то, что он расширил понятие рациональности за счет отступления от теоретических форм к необходимости эмпирических подтверждений. Л. - постпозитивист.

Основная заслуга в разработке проблемы научной рациональности, является расширение этого понятия за счет подчинения корректной организации опыта социально-культурным и психологическим факторам.

Из отечественных философов вклад в проблему научной рациональности внесли - Грузнов, Пружинин, Кизима.


63. Научное объяснение: его сущность и структура.

Объяснение - функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существ. Черты. По существу О. представляет собой включение знаний об объекте (подлежащем объяснению) в более широкий контекст знания. О. предполагает в качестве предварительного этапа - описание этого объекта и анализ последнего в системе его связей отношений и зависимостей. В структуре О. как познавательной процедуры различают следующие элементы: исходное знание об объекте; знание, используемое в качестве условия и средства О.(основания О.); познавательные действия, связанные с применением знания, оснований О., к объясняемому объекту. Наиболее развитая форма научной О.- объяснение на основе теоретических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в системе теоретического знания. В науке широко используется форма О., заключающаяся в установлении причинных, генетических, функциональных и др. связей между объясняемым объектом и соответствующими условиями, факторами и т.п. Основанием в таких О. выступают общие категориальные схемы, отражающие различные связи и зависимости, а сами О. нередко служат исходным пунктом развития представлений об объекте. Раскрывая сущность объекта, О. также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения. Процессы О. в науке не сводятся к простому подведению объекта под ту или иную концептуальную схему, а предполагают введение промежуточных компонентов знания и уточнение условий и предпосылок О.


64. Проблема понимания в науке.

Понимание - универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений. В науке П. предполагает использование методологических правил и предстает как интерпретация (истолкование). Понимание - познавательный процесс, образующий с процессом объяснения взаимодополняющую структуру. На всех этапах познавательной деятельности постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание, о чем у нас отсутствует. В этих случаях мы и говорим, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего или почти ничего не знаем. Мы можем, например, не понимать те или иные древние тексты, потому что нам неизвестен данный язык. Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция - разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т.д. Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.

65. Научное познание как деятельность.

Деятельность, специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д. Цели Н.П. - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе научных законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности. Средствами Н.П. является особая система специальных орудий (измерительные инструменты, приборы, установки) и система специальных методов исследований. Результат Н.П. - сумма полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Таким образом, научное познание есть деятельность по получению нового знания. Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, Н.П. как производство знания представляет собой специфическую форму деятельности. Если в материальном производстве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то при Н.П. их получение в виде теоретического описания образует главную и непосредственную цель. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, Н.П. дает приращение нового знания. Природа Н.П. имеет систему отличительных признаков науки: предметность и объективность научного знания (наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана); выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей и практического освоения.

66. Идеалы научного познания.

Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знание) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить этот продукт. Основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы научного исследования, это идеалы и нормы 1- доказательности и обоснования знания, 2- объяснения и описания, 3- построения и организация знания. Содержание идеалов и норм имеет несколько взаимосвязанных уровней: 1 уровень представлен нормативными структурами, общими для всякого научного познания. Это - инвариант (неизменный), который отличает науку от других форм познания. На каждом этапе исторического развития этот уровень конкретизируется посредством исторически преходящих установок, свойственных науке соответствующей эпохи. Система таких установок (представлений о нормах объяснения, описания, доказательности, организации знаний и т.д.) выражает стиль мышления этой эпохи и образует 2 уровень в содержании идеалов и норм исследования. Например, идеалы и нормы описания, принятые в науке средневековья, радикально отличны от тех, которые характеризовали науку нового времени. В 3-ем уровне установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (физики, биологии, химии и т.п.).


67. Проблема ценностей в научном познании.

В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, подчиняется определенной системе этических норм. В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты (не укради, не лги). Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Нормы научной этики требуют, чтобы результат каждого исследования был необязательно истинным, но непременно новым знанием и так или иначе - логичным, экспериментально и обоснованным. По Мертону - нормы науки строятся вокруг 4-х основополагающих ценностей. 1-ая - универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления всюду протекают одинаково и что от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. 2-ая общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. 3-я - бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования. 4-ая - организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь высоким он ни был. В научной деятельности равно необходимо как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.


68. Принципы научного мышления.

Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. Синтез - это соединение ранее выделенных частей предмета в одно целое. Предпосылкой этих познавательных операций является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединение или разъединению. Анализ и синтез являются наиболее простыми и элементарными приемами научного мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными приемами характерными для всех его уровней и форм. Еще один прием познания абстрагирование. Абстрагирование - это прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств в отношении изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы. Обобщение - это прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Индукция - это метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Основа индукции является эксперимент и наблюдение. Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом движения мысли. Аналогия - это прием мышления, при котором на основе сходства объектов в одних из признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования. Моделирование это изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.

69. Природа научного открытия.

Зародышевые формы научного мышления возникли в недрах и на основе обыденного мышления, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления оказывает все более активное воздействие на обыденное сознание. Однако между способностью стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире и объективность и предметностью научного мышления имеются существенные отличия. Основное из которых заключается в том, что наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Наряду с искусственным специализированным языком научное мышление нуждается в особой системе специальных орудий, которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях контролируемых субъектом. Таким образом, характеризуя научное мышление, следует выделить следующие отличительные принципы: предметность и объективность, выход за рамки обыденного опыта и изучение объектов независимо от сегодняшних возможностей познания и практического освоения. Все остальные принципы являются производными от указанных. Особенностями субъективного научного мышления можно объяснить основные особенности научных знаний как продукта научной деятельности. Их достоверность уже не может быть обоснована только их применением в производстве и обычном опыте. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемыми знаниями, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

70. Гносеологическая природа научного знания.

Гносеология - изучение проблем природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследование предпосылок познания, условий его достоверности и истинности.

Знание - проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений. Знание обладает различной степенью достоверности, отражая диалектику абсолютной и относительной истины. Отношение знания к действительности носит многоуровневую и сложно опосредованный характер и развивается как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального развития личности. Научное знание делится на эмпирическое и теоретическое. Житейские знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании и являются основой поведения человека. Эта форма знания совершенствуется по мере развития научного знания. Научное знание характеризуется осмыслением факторов в системе понятий данной науки, включается в состав теории образующей высший уровень научных знаний. Научное знание - обобщение достоверных фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным - общее. На этой основе осуществляется прогнозирование. Научное знание необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Научное знание характеризуется системностью и обоснованностью. Научное знание - продукт научной деятельности.


71. Проблема стиля мышления в научном познании.

Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем. Мышление - историческое явление предполагает преемственность приобретаемого от поколения к поколению знаний и следов возможной их фиксации средствами языка. Мышление современного человека - есть продукт общественного исторического процесса. Самостоятельность мышления от практической деятельности порождает иллюзорные представления о мире. С другой стороны это усиливает его творческую активность, способствует достижению новых знаний. Можно говорить о рациональном и творческом (чувственном) мышлении. Творческое мышление во многом основывается на интуиции. Строго говоря, рациональное мышление применимо при решении стандартных задач при помощи типовых рациональных приемов. Однако в случае принципиально новых ситуаций необходим нестандартный подход, требуются новые методы и приемы решений.



72. Проблема уровней в научном познании.

Познание - высшая форма отражения действительности. Существуют следующие уровни: чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое познание, познание, направленное на получение знания неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление) и познание направленное на получение объективного знания, существующего вне отдельного индивида (научные тексты, вещи несущие в себе социально-культурный смысл). Выделим два основных уровня: теоретическое познание и эмпирическое познание. Методы теоретического уровня: абстрагирование (мысленное отделение каких-либо отношений и свойств предмета с одновременным отвлечением от других его свойств, качеств, отношений), идеализация (вид абстрагирования - мысленное образование абстрактных объектов, путем упрощение и сильного огрубления действительности), формализация (метод исследования, сущность которого состоит в изучении объекта посредством абстрагирования от его содержания, путем исследования его формы в чистом виде). Эмпирическое познание осуществляется преимущественно с помощью чувственных форм: ощущений, восприятий, представлений. Здесь исследование связано с прямым или опосредованным приборами контактом познающего субъекта с объектом. Основными методами эмпирического познания являются: наблюдение (целенаправленное восприятие предметов или явлений действительности), эксперимент (метод изучения объекта, путем активного воздействия на него, путем сознательного изменения, управления и контроля за исследуемым процессом или явлением), сравнение (установление сходства или различий между предметами или явлениями действительности), измерение (процедура определения численного значения некоторой величины, которая осуществляется посредством определенного эталона, единицы измерений).



  • Нужна Ваша помощь!


  • Руководство по программе multiAVCHD - как конвертировать и воспроизвести видео файлы AVCHD и SD VIDEO форматов на ТВ Panasonic серии Viera

  • Руководство по программе DVD FLICK

  • Руководство по программе Audacity

  • Руководство по конвертации файлов MKV H.264/AVC в формат VC-1

  • Руководство по извлечению 6-канальной AC3 звуковой дорожки из AVI файла и ее конвертации в стерео MP3 файл

  • Обзоры современных мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов, электроники

  • Сравнение версий Windows

  • Каталог бесплатных фильмов для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных сериалов современного ТВ эфира для онлайн просмотра

  • Каталог бесплатных детских фильмов и мультфильмов для онлайн просмотра


  • Яндекс.Метрика

    Rambler's Top100

    Рейтинг@Mail.ru